Самая знаменитая картина профессора А.П. Быстрова: "Иностранцевия, пожирающая парейазавра". Оригинал картины экспонируется в экспозиции Палеонтологического музея РАН (Москва). Особая благодарность автору сайта об И.А. Ефремове за помощь в редактировании файла фотографии.
Реконструкция двух рептилий из Северо-Двинских отложений пермского периода (около 286-248 млн. лет назад): горгонопс Inostrancevia alexandri и парейазавр Scutosaurus karpinskyi.
Горгонопсы — крупные хищные саблезубые звероящеры. В северодвинской фауне представлен один из самых больших горгонопсов - иностранцевия, достигавшая в длину трёх и более метров. Она обладала большим сжатым с боков черепом с огромными кинжалообразными клыками. Несмотря на крупные размеры, иностранцевия была довольно подвижна по сравнению с другими пермскими ящерами: она имела относительно грацильное узкое тело, приподнятое над землей на почти вертикально расположенных высоких конечностях.
Парейазавры — группа примитивных тяжёловесных растительноядных пресмыкающихся крупных размеров (от 1,5 до 4 метров), с коротким толстым туловищем и хвостом. В коже спины и головы этих ящеров формировались похожие на выпуклые бляшки окостенения, которые придавали кожной поверхности неровный или бугристый характер. Короткие и очень массивные конечности делали парейазавров весьма неповоротливыми существами. Вероятно, это были прибрежные животные, которые много времени проводили в воде подобно бегемотам. Время расцвета парейазавров — конец пермского периода.
Чёрно-белая фотография этой картины иллюстрирует статью: Быстров А.П. Опыт реконструкции некоторых представителей Северо-Двинской фауны. Тр. Палеозоологического института, Москва-Ленинград, изд. АН СССР, 1935, т.IV, стр.289-299. Рис.5. Тир.1000. Воспроизведена в книге: Э.Р. Ланкестер. Вымершие животные. Третье издание. Москва-Ленинград, Биомедгиз, 1936, 167 с. Тир.10200.
daniil naumoff, 06.04.2006 19:23
Шуточное стихотворение к.г.-м.н. П.Е. Морозова, навеянное этой картиной:
Пермский период был в самом разгаре, Солнце взошло, лес из тьмы показав. А вдоль опушки, мечтая о паре, Шёл озабоченный парейазавр.
Глядь, прогрессивной звериной походкой Иностранцевия мимо идет. «Срочно займусь этой смачной красоткой», - Парейазавра желанье берет.
Глупое морды его выраженье Видит красотка, что надо мужик. Что-то бормочет… Ага, предложенье ! В общем, женитьбу оформили вмиг.
Парейазаврово рыло тупое Встретилось с хищным оскалом клыков, Но, к сожалению, счастье такое Быстро прошло через пару деньков.
Он надоел ей, к тому же голодной, Да как умел только травку щипать. В пермском периоде не было модно Долго семейные споры решать.
В мрачной тени кордаитовых сосен Этой коварною хищницей вдруг Съеден, обглодан, и даже обсосан Был злополучный законный супруг.
Выкинув ту нехорошую штуку, Хищница прочь равнодушно ушла. А через срок, неизвестный науке, Дицинодонта она родила.
Травку он ел, как покойный папаша, Но, как мамаша, имел он клыки, И от него происходят все наши Перестраховщики-холостяки.
Вот они все, виноваты и правы: Нынче в музей предоставлен скелет. Выше на стенке кошмарно-кровавый Кисти Быстрова семейный портрет.
Двое стоят под картиной Быстрова, Смысл её им непонятен – и вот Мило беседуя с хищницей новой, Новый дурак на приманку клюет…
Это — лёгкая версия форума. Чтобы попасть на полную, щелкните здесь.